Театр как дело жизниПоучительны, но с точки зрения современного зрителя, невероятно скучны в своей статичности и многословности комедии Дениса Ивановича Фонвизина… Сегодня на их постановку может решиться разве что авангардист-экспериментатор — и тогда зритель рискует увидеть все, что угодно, кроме бессмертной мудрости автора… Или настоящий мастер — и тогда становится понятным истинный смысл слова «классика». Как сказал один из северских школьников, посмотрев спектакль Театра для детей и юношества «Недоросль» по пьесе Д.Фонвизина: «Теперь я понял: „классика“ — это то, что всегда интересно». Секрет успеха этого спектакля, такого блистательно легкого, по-современному смешного, и при этом не утратившего поучительности — в классической «соразмерности», в гармонии всех художественных средств… И конечно, в исключительном актерском ансамбле. Режиссер спектакля, Заслуженный деятель искусств Наталья Корлякова, не раз говорила: «Даже самый гениальный режиссер не сможет ничего сделать, если у него не будет хороших актеров». В Северском театре такие актеры есть. В их числе — талантливый, яркий, музыкально одаренный актер Алексей БЕЛЯКОВ, сыгравший Митрофана в знаменитом «Недоросле».
Театр стал делом жизни для Алексея Белякова случайно. Ещё в девятом классе соседка по парте начала как-то рассказывать ему о театральной студии в Доме культуры. — Что за студия? Кино что ли? — поинтересовался заядлый спортсмен Леша. — Да нет, театр. Это театральная студия… То ли энтузиазм рассказчицы подействовал, то ли просто любопытство, но Алексей решил сходить, посмотреть, что там за театральная студия. И пришел. Чтобы остаться в театре навсегда.
— Я тогда первый раз соприкоснулся с театром с другой стороны, со стороны кулис — вспоминает Алексей через два с лишним десятка лет. — Это произвело на меня впечатление. Мне понравились занятия, этюды… И особый коллективный «студийный дух». Это такая атмосфера… Она затягивает. Сначала я сыграл эпизодическую роль в «Ромео и Джульетте». Потом мне дали роль Волка в «Красной шапочке». А когда я уже армию отслужил, Наталья Корлякова, наш режиссер, ушла в профессиональный театр, а вместе с ней ушли многие наши студийцы. И я тоже.
Мы беседуем с Алексеем в театральном буфете. Он в гриме — через полчаса в театр придут зрители и он выйдет на сцену.
— Любительский театр -огромное удовольствие. Работа на профессиональной сцене — это, конечно, другое… Но ведь я и сейчас не расстался со студией. Играю в спектаклях, участвую в бенефисах, концертных программах.
Нужно сказать, что работоспособность Алексея удивляет: в театре он занят в 29 спектаклях текущего репертуара! Но при этом, он — частый и желанный ведущий областных и городских праздничных концертных программ, с удовольствием снимается в видеороликах и фильмах-короткометражках, принимает участие в театральных капустниках, в записи вокальных номеров… Не менее впечатляет человека стороннего и профессиональная память актера: он помнит от слова до слова тексты не только своих ролей, но и зачастую других персонажей спектакля. Впрочем, для самого Алексея это дело обычное: работа такая, мелочей здесь нет.
— Для тебя имеет значение, какая у тебя роль — ведущая или эпизодическая? — Неважно, главная роль или эпизод… Безусловно, главная роль — это всегда очень большая работа. Суть не в том, насколько роль велика, а в том, насколько она интересна. Ведь даже самый маленький эпизод можно сделать ярким, запоминающимся. Увидеть, найти, открыть что-то свое. — Какие роли у тебя любимые? — Наверное, все любимые. Тяжело расставаться со спектаклями, которые по каким-то объективным причинам уходят из репертуара. Например, «Вишневый сад» или «Самоубийца» Эрдмана… Сейчас мне нравится «Звук позади самолета». Каждый спектакль — это что-то новое, новая глубина, что ли… Я люблю, когда есть движение, развитие. Или спектакль «Завтра была война». Ещё в студии я играл в этой пьесе роль Шеффера, и мне было очень интересно вернуться к этой пьесе, но уже в роли Ландыса… Многое воспринимается иначе. На спектакль приходят подростки… Аудитория трудная. Но это особый кайф -чувствовать, как постепенно устанавливается контакт со зрителями. Как они начинают сопереживать, волноваться за героев спектакля. Сначала — такие недоверчивые, колкие… а потом — искренние, сочувствующие лица. Это чего-то стоит. — Какую роль ты хотел бы сыграть? — Негодяя. У меня разные роли были, но какого-нибудь «подлого негодяя» ни разу не пришлось сыграть…
За 14 лет работы на профессиональной сцене Алексеем Беляковым сыграны десятки ролей и в детских спектаклях и в постановках для взрослых. Это и лакей Яша из «Вишневого сада», и героический Тиль, комический Митрофан и романтичный Джим из «Продавца дождя», мужественный Георгий Ландыс (Завтра была война), веселый неудачник Аттилио ( «Человек и джентльмен»), яркий и гротескный Калабушкин («Самоубийца») и множество других,
— А как ты относишься к молодым актерам, которые приходят в театр? — Так, как они относятся к профессии, к театру. Если они пришли на сцену для того, чтобы просто «пропиариться» перед сверстниками — мне это не нравится. Если приходят работать — то отношусь к ним как к коллегам, партнерам. Кстати, в спектакле «Завтра была война» играют студенты, и там сложился прекрасный ансамбль. — В спектакле «Продавец дождя» ты играешь роль человека, который значительно моложе себя… — Ну что ж… В марте будет уже 10 лет со дня премьеры «Продавца дождя», так что ничего удивительного, что все мы за эти годы, так сказать, «подросли». Спектакль до сих пор любим актерами, и популярен у зрителей. У нас даже была идея — позвать постоянных зрителей этого спектакля (а таких немало) и отметить юбилей «Продавца». Кстати, когда мне было 20, я играл Дедушку Мороза. Тоже ведь несоответствие по возрасту… — Ты не жалеешь о выбранном пути? — Нет. Это мой выбор. Мое дело. Моя жизнь. — А кроме театра? — Семья, друзья… Музыку люблю — всю «тяжесть», какая существует. Хорошие фильмы. Ещё собак люблю. Я, наверное, в прошлой жизни был собакой — меня за своего признают даже самые серьезные псы. — Что бы ты пожелал читателям журнала «Город»? — Чтобы они поняли, что не все в этой жизни определяется деньгами, работой или социальным статусом. Главное — чтобы душа была на месте.
Звонок. Алексей прощается и идет за кулисы. Путь, который он выбрал однажды, и которым готов следовать дальше… А это значит, что будут новые яркие, интересные роли, и герои, которым мы будем сопереживать и которым будем верить.
Ирина Володина, Молодежный журнал «Город», март 2007 |