«Мы люди своего времени...» / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
«Мы люди своего времени...»
 
 

«Мы люди своего времени...»

В Северском театре для детей и юношества состоялась премьера документального спектакля

Как-то много лет назад пригласили заслуженную артистку России Татьяну Угрюмову в качестве ведущей на областной праздник, посвященный Дню строителя.
И вот ведет она его согласно сценарию, зачитывает абзац, где перечислены все известные строители Томской области. И, когда доходит до имени Петра Георгиевича Пронягина, зал взрывается аплодисментами! Овации продолжаются минуту, две… пять! Актриса в недоумении: почему в зале такая реакция?

Думала ли она, что спустя годы, будет рыться в архивах, встречаться с разными людьми, чтобы поближе познакомиться с этим человеком, проникнуться его судьбой?! Что напишет о нем сценарий, который сама же и поставит на сцене Северского театра для детей и юношества?!

Герой социалистического труда, Почетный житель ЗАТО Северск и Томской области Петр Георгиевич Пронягин — личность для Томской области легендарная. Более двадцати лет он стоял во главе в прошлом самого крупного за Уралом строительного управления — «Химстрой», благодаря которому на томской земле были возведены одни из самых больших и значимых промышленных и социальных объектов.

Именно он стал главным героем постановки «Первые. Стройка жизни» — первого в истории Северского театра для детей и юношества документального спектакля, премьера которого состоялась 11 ноября. Его появление стало возможным, благодаря участию театра в конкурсе театральных постановок «Слава Созидателям!» среди профессиональных и любительских театральных коллективов городов ЗАТО и городов расположения АЭС, инициированного Государственной корпорацией «РОСАТОМ».

Появлению премьеры предшествовала долгая и кропотливая работа.

— Чтобы написать сценарий, мне потребовалось встретиться с большим количеством людей, знавших Петра Георгиевича, работавших с ним, — рассказывает Татьяна Угрюмова. — Я изучала архивные документы, читала интервью. Очень благодарна дочери Петра Георгиевича — Татьяне Петровне, что она доверила мне святое святых — дневник отца. Когда я стала читать его, то была поражена не только тем, как подробно и даже скрупулезно там были зафиксированы происходившие события, но и тем, каким правильным, красивым языком все это описано. Мне удалось убедить Татьяну Петровну сделать этот бесценный документ общественным достоянием: в городском музее Северска его сканировали, и скоро с ним сможет познакомиться любой желающий.

По словам Татьяны Угрюмовой, собранного материала было так много, что весь он при всем желании не смог бы вместиться в часовую постановку. Как ни было жаль, но что-то приходилось сокращать или вообще убирать. В основе сюжета — пожалуй, одно из самых ярких и значимых событий в жизни Петра Пронягина — возведение Томского нефтехимического комбината, всесоюзной комсомольской стройки, масштабы которой сложно преувеличить. Ну, и конечно же, история личная — взаимоотношение героя с близкими, друзьями, коллегами — то, что в первую очередь интересно зрителям.

— Петр Георгиевич поразил меня не только как талантливый руководитель и организатор, но и как человек безупречной честности и порядочности, — продолжает свой рассказ Татьяна Угрюмова. — Вот, например, такой эпизод из его биографии. Однажды его жена Лидия Константиновна в тайне от мужа купила небольшой участок земли в Иглаково, чтобы разбить огород. И попросила общего знакомого привезти туда списанный старый строительный вагончик, чтобы хранить инвентарь. Когда Петр Георгиевич узнал об этом, то отчитал и жену, и знакомого, а вагончик велел отвезти обратно. Он не хотел, чтобы кто-то подумал, что он пользуется своим служебным положением. Когда Петру Георгиевичу присвоили звание «Почетный житель Томской области», к которому прилагалась денежная премия, то половину ее он сразу же отнес в Совет ветеранов «Химстроя». Подобных примеров можно привести много. И все они очень хорошо характеризуют этого необыкновенного человека.

Собрать материал и проанализировать его — лишь часть большой работы. Необходимо было воплотить все это на сцене, соблюдая драматургические законы, не утомив зрителя перечислением сухих фактов и дат.
Надо сказать, что и постановщику, и актерам это удалось. С одной стороны, спектакль строго выдержан в жанре документальной драмы: в его сюжете конкретные события и реальные герои. С другой стороны, в нем столько поэтики, столько проникновенности, что история страны, история главного героя — Петра Пронягина — не оставляет равнодушным никого, вызывает чувство личной сопричастности.

В постановке заняты всего четыре актера. Меж тем, ощущение такое, что жизнь кипит, все движется, вертится — вершится эпоха! Надо отдать должное мастерству актеров, которые на протяжении действия стремительно перевоплощаются в разные персонажи, создавая тем самым ощущение «многолюдья», массовости.
Так, Игорь Григорьев и Павел Кузьмин предстают на сцене в образах то рабочих, то партийных функционеров, то вполне узнаваемых исторических персон.

Наталья Дуброва исполняет в спектакле все женские роли — Матери, Жены, Дочери главного героя. Это разные по возрасту и характерам героини, но тем не менее, есть общее, что их объединяет — преданность, умение поддержать и вдохновить, бесконечная доброта и самоотверженная любовь.
— Нам, сегодняшним, очень сложно понять, как женщины того времени смогли вынести тяжелейший груз ответственности, легший на их плечи, как сохранили в себе человеческое достоинство и душевную красоту!, — говорит о своих героинях Наталья Дуброва.

Богатая актерская палитра отличает образ главного героя — Петра Пронягина — созданный Русланом Ковязиным. Его герой показан в развитии — от шестилетнего мальчишки, подростка, студента — до руководителя крупнейшей стройки. По сути актер, так же, как и другие, играет несколько ролей, переживает несколько возрастов и состояний своего героя — и в каждом он удивительно органичен.
— Чем больше погружался в материал, тем интереснее становилось, — рассказывает Руслан Ковязин. — Таких людей, пожалуй, сегодня, уже и не встретишь. Он, как Прометей, бросивший вызов богам. Сколько в нем силы, выдержки, требовательности не только к другим, но, прежде всего — к себе. Не скрою, что перед началом работы была некая растерянность: как сыграть, чтобы люди, знавшие Петра Георгиевича, поверили?. Мы сразу решили, что не будем добиваться какого-то портретного сходства, а пойдем от души этого человека, его личности.

Жизнь Петра Георгиевича Пронягина показана не в строгом хронологическом порядке. События перемешиваются во времени и пространстве, походят на воспоминания, которые, как правило, не линейны, а скорее — ассоциативны.

Излишняя пафосность (а при таком материале она неизбежна!) очень удачно «гасится» в постановке юмористическими или лирическими сценами, что опять же делает историю великой личности ближе, человечнее и понятнее.

Сценография крайне аскетична: черный кабинет и видеохроника событий главной стройки («Стройки жизни») Петра Пронягина. Использование видео здесь очень удачно. Оно не существует само по себе (как это часто бывает), а очень естественно вплетается в ткань спектакля, расширяет пространство и представление об эпохе. Звуковой и визуальный лейтмотив действия — образ свайной машины, которая периодически возникает на экране. Это символ большой стройки, символ времени. А, может, и символ судьбы главного героя и его современников — созидателей, не просто строивших дома, промышленные объекты, школы и детские сады, но создававших историю?!

Пронягин: Что еще вам сказать…
Мы люди своего времени. Наше поколение было заряжено энергией Великой Октябрьской революции, и на этой энергии мы и Великую Отечественную выстояли и выиграли, и после войны смогли так много восстановить и создать заново. Мы прошли свой путь так, как нам было дано судьбой. Хорошо или плохо я прошел свой — судить не мне. На смену одного поколения приходит другое — таков закон жизни. Я верю в вас. Творите и созидайте! Ведь каждый из нас вот здесь — строитель своей жизни! Успехов! Пётр Пронягин.

(Цитата из спектакля).

Татьяна Ермолицкая, еженедельник «Диалог» от 17.11.17