Без прощения и любви не выжить / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
Без прощения и любви не выжить
 
 

Без прощения и любви не выжить

Сегодня смотреть постановки мировой классики — дело рисковое. Часто режиссеры хотят непременно удивить зрителя и выбирают для своих спектаклей чересчур неожиданные решения.

И как же радостно оказаться на «Ромео и Джульетте», где нет ничего эпатажного, никаких «инноваций», и при этом ни секунды не приходится скучать, мол, эту историю мы уже столько раз видели и слышали… Пока известная всем трагедия Шекспира идет на сцене Северского театра для детей и юношества, хочется затаить дыхание, забыть о печальном финале и во все глаза смотреть, как разворачивается эта веронская история.
«Ромео и Джульетту» не ставили в томских и северских театрах уже 10 лет. Но у режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ Натальи Корляковой были причины обратиться к этой пьесе Шекспира:

— Всегда хочется работать над пьесой высокохудожественной, актуальной, с проблемами, интересными мне как человеку. Но не для каждой постановки в труппе есть артисты. Сейчас звезды сошлись, и было с кем ставить «Ромео и Джульетту» — у нас в театре много молодежи, и мне хочется, чтобы они росли на таком хорошем материале. Эта история всегда актуальна, сегодня для меня на первый план вышел момент духовной слепоты. Если не прощать, то мы будем убивать друг друга. Спектакль не о вражде и не о любви, а о том, что если мы не научимся прощать, то погибнем.
Впрочем, первое действие не навевает мрачных мыслей. Пока не случается трагической дуэли между Меркуцио и Тибальтом, постановка напоминает легкие, искрометные комедии того же Шекспира. Нет предчувствия неизбежной трагедии, вместо этого много неподдельной искренности, ведь герои так молоды! Им не до родовой вражды, они хотят любить и радоваться жизни. В этом спектакле Ромео (Руслан Ковязин) сначала ничем не выделяется из компании своих друзей. У всех даже костюмы одинаковые. Друзья, словно ребята из одного двора, рады подшутить друг над другом, но, если нужно, всегда придут на помощь.

Джульетта (Наталья Дуброва) тоже вначале не выглядит неземной трагической героиней. Это восторженная очаровательная девушка, жаждущая новых встреч и первой любви. Во время одного из танцев ощущается контраст: Джульетта в своем простом ярком красном платье кажется такой живой и эмоциональной на фоне однообразных холодных, даже зловещих синьор в масках и одеждах, выдержанных в стиле венецианского карнавала. Неудивительно, что Ромео, пылкий мальчишка, пробравшийся на этот бал, влюбился в эту смешную и настоящую девчонку.

Первые сцены с влюбленными получаются комедийными. Чего стоит знаменитый диалог, когда Ромео стоит под балконом Джульетты — в Северском театре в этом эпизоде паре помогают жители Вероны, замаскированные под зеленые кусты. Влюбленные смотрятся трогательно, хочется любоваться на такую восторженную увлеченную пару. И как внимательно, понимающим и сочувствующим взором смотрят на них Кормилица (заслуженная актриса РФ Татьяна Угрюмова) и отец Лоренцо (заслуженный артист РФ Евгений Казаков). У них есть на то свои причины. Дело в том, что в этой постановке Кормилица и отец Лоренцо — люди, которые любят друг друга, но чье счастье не состоялось. Татьяна Угрюмова и Евгений Казаков, одни из ведущих артистов театра, дают понять все глубину безысходной тоски, когда жизнь без любви.

Впрочем, в этом спектакле веронцам (за исключением главных героев) вообще отчаянно не хватает любви.

— Не только судьба Ромео и Джульетты сложилась трагически, другие герои любили, но им не дали быть вместе, их жизни не состоялись, — поясняет Наталья Корлякова. — Мать Джульетты страдает от несчастной любви. Лоренцо и Кормилица помогают молодым героям, поскольку они знают по себе: без любви нельзя, хотят, пусть у детей сбудется недостижимое для них самих счастье.

Одна из самых потрясающих по силе сцен спектакля идет после венчания Ромео и Джульетты: отец Лоренцо представляет, каким праздником могла бы стать эта свадьба, кабы не проклятая веронская вражда между семьями героев. В его фантазии Монтекки и Капулетти обнимаются как лучшие друзья. Во время этого танца всеобщего счастья отец Лоренцо стоит на авансцене и на его лице отражается буря чувств и эмоций: радость от идиллии, которую он видит в своих мечтах, и горечь от понимания, что в жизни подобное невозможно.

В спектакле ярко показываются простые вещи: здесь так очевидна бессмысленность вражды, так отвратителен конфликт поколений. Когда отец Джульетты синьор Капулетти (Анатолий Кудрявцев) приказывает дочери венчаться с Парисом, то он кажется таким бесчувственным и жестоким.

Постановка привлекает не только силою и глубиною страстей. Это еще и очень красивый спектакль (художник, заслуженный работник культуры РФ Любовь Петрова). Костюмы лаконичны и стильны, а как преображается пространство — благодаря белой двухэтажной конструкции с многочисленными арками на черном фоне небольшая северская сцена кажется огромной! Особенно эффектны многочисленные свечи, возникающие ближе к финалу. Они устремляются ввысь, создавая ощущение, что герои находятся в просторном храме с высоченным потолком.

Сюжет веронской трагедии известен всем, но в северском спектакле так велико ощущение искренности, что многие в зале не выдерживают и плачут. И это слезы того катарсиса, который нечасто сегодня посчастливится испытать в театре.

Жаль, что в Томске, пока в здании ТЮЗа идет ремонт, нет сценической площадки, где можно было бы показать «Ромео и Джульетту». Но Северский театр для детей и юношества уже начал практиковать организованные поездки зрителей в закрытый город специально для посещения постановок. Подробности можно узнать в театре.

Мария Симонова, Красное Знамя от 7 февраля 2012