«Завтра была война» — заметки о театральных буднях / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
«Завтра была война» — заметки о театральных буднях
 
 

«Завтра была война» — заметки о театральных буднях

ИДЕЯ
Однажды в мои руки попал потрясающий документ — книга приказов Томского учетно-кредитного техникума с его основания, с 1934 года. Толстая, потрепанная временем тетрадка, в которую были вклеены и вписаны приказы по техникуму за первые годы его существования.
Листаю страницы. Вот приказ об отчислении девочки за то, что она скрыла свое непролетарское происхождение, а её отец лишен избирательных прав. Вот — о распорядке дня в общежитиях: общая зарядка, пятнадцать минут на туалет… Вот — об отчислении воспитанника колонии «Чекист» за нарушения режима, за пьянство… Каждый листок старой тетради дышит временем, эпохой. Не могу удержаться, чтобы не показать эти страницы Наталье Корляковой, нашему главному режиссеру и преподавателю Томского колледжа культуры и искусства.
Наталья Григорьевна, полистав страницы книги, попросила:
— Сделай мне копии. Я своим студентам покажу. Мне нужно рассказать им об этом времени…
И, помолчав, добавила:
— Мы будем ставить «Завтра была война».
Вот так впервые возник разговор о спектакле по повести русского писателя Бориса Васильева «Завтра была война».
ПОВЕСТЬ
У повести Бориса Васильева «Завтра была война"удивительная судьба. Опубликованная ' в журнале «Юность» в 1972 году, она сразу стала одной из самых читаемых в русской литературе. И практически одновременно привлекла внимание режиссеров театра и кино. Однако экранизация этой повести была сделана только в 1987 году на киностудии имени Горького начинающим режиссером Юрием Кара. В одном из интервью он вспоминал:
— Фильм «Завтра была война» долго не выходил на экран, и в Госкино целое собрание редакторов утверждало, что на эти темы вообще нельзя снимать кино. Борис Львович Васильев говорил мне, что всем режиссерам, которые хотели снимать кино по его повести, было отказано. Мне же помогло то, что запускался я с этим фильмом в качестве дипломной работы с благословения своего мастера Сергея Аполлинариевича Герасимова. Выход на экран и не планировался. Нас поддержал Армен Николаевич Медведев, что во многом определило мою кинематографическую судьбу, а фильм «Завтра была война» вскоре завоевал шесть международных наград…
И кроме этого — драматургические варианты повести прочно завоевали место в репертуарах театров страны. В творческих биографиях многих артистов театра и кино можно прочитать: «Дебют в фильме (или спектакле) по повести Б. Васильева «Завтра была война». К примеру, актриса Наталия Негода дебютировала в фильме Юрия Кары, театральный дебют Галины Беляевой в театре им. Маяковского — роль Вики Люберецкой… Можно назвать и множество других фамилий. И это понятно. Трудно найти другое произведение, в котором так просто, по-юношески честно рассказывается о том, когда все-таки люди становятся взрослыми…
СПЕКТАКЛЬ
Для человека, не посвященного в закулисную кухню, театр вообще может показаться местом странным. А уж если пройтись по зданию перед сдачей спектакля… Главный художник Владимир Федорович Левин мастерит модели бумажных самолетиков. В швейном цехе идут примерки. Администратор диктует по телефону объявление: «Требуются школьные портфели старого образца». В столярном цехе стоит целый ряд школьных, ещё неокрашенных парт. С партами вышла целая история. Хотели найти настоящие или хотя бы похожие на те, что стояли в классах 40-х годов. Половину области обзвонили и вроде бы нашли в Семилужках, в школьном подвале. Но оказалось, что опоздали. Рачительный сельский завхоз пустил их на садовые скамейки и дрова. Так что театральному декоратору Валентину Петровичу пришлось самому заняться производством школьных парт. Такая уж у него работа: то королевские троны мастерит, то школьную мебель…
Но самое главное, конечно же, происходит на сцене. Здесь идут репетиции. Для многих наших взрослых артистов работа с пьесой Васильева не в новинку. Наталья Корлякова ставила этот спектакль в театре-студии «Действие» в 1987 году. Татьяна Угрюмова играла Вику Люберецкую, Анатолий Кудрявцев — Сашку Стамескина, Алексей Беляков — Артема Шефера…
Студенты увлеченно рассматривают старые фотографии артистов: «Ух ты, какие они… Они же сами играли, а теперь на нас смотрят… Что скажут?.. А в каком году этот спектакль ставили? Ой, мне тогда уже один год исполнился…» И снова идут на сцену, с трепетом повторяют в укромных углах роли… И репетируют, репетируют, репетируют… Вот что они сами думают о своей работе: Поздеева Лиля (в спектакле играет Искру Полякову):
— Для меня работа над спектаклем «Завтра была война» — это первый опыт на профессиональной сцене. И — огромное наслаждение. Мы играем с профессиональными актерами, и сама работа захватывает меня целиком…
Величко Эвелина (играет Лену Бокову):
— Я смотрю на актеров — они живут театром, дышат им. И мне тоже хочется внести в этот мир частичку себя. Я пытаюсь это сделать в своем первом спектакле.
Мамлин Тимофей (играет Жорку Ландыса):
— Здесь, в театре, мне нравится по-настоящему. Это то место, где я что-то могу взять для себя — для души, для ума, для жизни.
Сухушина Оксана (играет Веру Сергунову):
— Когда у нас что-то не получается, актеры нам подсказывают, что и как сделать, мы ведь ещё только учимся.
Иван Непомнящий (играет Пашку Остапчука):
— Репетиции проходят интересно и весело. В создании образа мне очень помогают Наталья Николаевна Носова, Наталья Григорьевна и учебник физики за 10-й класс. Ведь я играю парня, влюбленного в изобретения…
Тимошин Иван (играет Артема Шефера):
— Мы, студенты первого курса, играем на настоящей сцене, с профессиональными актерами, с заслуженными артистами! В театре очень здорово, как дома.
Скирина Юля (играет Зиночку Коваленко):
— Когда мы начали работать — погружаться в то время, в историю, каждый день репетировать — только тогда я поняла, что такое быть актером. Это не так легко и не так красиво, как кажется вначале. Наверное, этот спектакль — испытание, проверка на прочность. Это не сказка, а тяжелая правда прошлого, поэтому так трудно. Но Наталья Григорьевна сказала, что у нас все получится. Значит, так и будет.
Очень скоро эти мальчишки и девчонки получат свои дипломы и выйдут в мир. Со своими надеждами, мечтами и иллюзиями. Они постигнут все нюансы своей профессии. Узнают, как отличается реальная жизнь от их представлений о ней. Впрочем, до выпускных экзаменов, по мнению студентов, ещё уйма времени. Целых три года.
Но мы-то с вами знаем, что три года — это совсем немного. Это — почти завтра. И на вопрос, каким оно будет, это завтра, ответить сможет только время.

Ирина ЯБЛОКОВА «Диалог» от 20 мая 2005 года