«Поднимись над суетой»Во-первых, Театр, спасибо за Чехова. Смело. И неожиданно — в середине октября 1997 года оказаться в плену мечтаний пылких века девятнадцатого. И с головой окунуться в белое кипение сада и в бурное кипение страстей: «Ах, мой сад!.." Но на то он и Чехов, на то он и классик, чтобы без компаса отправить нас в путешествие вне времени. А 12 актеров, а режиссер Наталья Корлякова, постановщик Сергей Афанасьев, художник Владимир Левин и композитор Юлия Морозова сумели поднять нас над суетой и оставить один на один с Его Величеством Искусством. Отвори потихоньку калитку в сад, который уже давно растет сам по себе, окунись в прекрасный храм жизни, что путается под ногами. Молодые герои поманили зрителя в их (наше?) будущее, которое обязательно должно быть прекрасным, Гаев и Раневская — в милое сердцу прошлое, а Лопахин на фоне всего этого уже заготовил крепкий сруб для нового дома. Прошлое, спрятавшееся за спины актеров, выпирает из всех углов и щелей, клубится воспоминаниями, как клубятся белые гроздья цветущей вишни. Теплой обманной зеленью зацветают и глаза главной героини. Кажется, что ещё можно окрашивать собой и других. С яркой свалки воспоминаний, как из шкатулки с дорогими сердцу безделушками, она то и дело что-то достает — для любования и грусти. Жизнь прошло, от нее остались лишь пятна состояний, ветви запахов и волны интонаций. Слова, казалось бы, уже и не нужны. Но тогда это была бы не Раневская, а тот же Фирс, почти бессловесную роль которого ярко и запоминающе сыграл Анатолий Аксенов. Мне посчастливилось видеть в этой роли И.Ильинского в Малом театре. Вы знаете, наш не хуже. Почти все его монологи — внутренние, а мы слышим. Хозяева его забыли, а мы помним. «Диалог» от 24 октября 1997 года |