Александр Загораев: «Режиссер должен быть универсальным» / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
 
Александр Загораев: «Режиссер должен быть универсальным»
 
 

Александр Загораев: «Режиссер должен быть универсальным»

Начало нового сезона в Северском театре для детей и юношества ознаменовалось не только успешной премьерой спектакля по пьесе У. Гибсона «Сотворившая чудо», но и пополнением труппы новыми актерами (это Лана Девяшина, Павел Кузьмин, Олег Матэри), появлением новых главного художника — Владимира Кана и заведующего художественно-постановочной частью Игоря Анодина. И, конечно же — назначением художественного руководителя театра.
А им стал уже хорошо известный томичам и северчанам рыбинский режиссер Александр Загораев. Напомним, что его спектакли шли и идут в Томской драме, Томском ТЮЗе, в «Версии», в Северском музыкальном театре, и, конечно же, — в Северском театре для детей и юношества.

Можно без преувеличения сказать, что худрук в театре — все равно что главнокомандующий в армии. От его стратегического и тактического таланта, от его умения мыслить на перспективу зависят будущие победы, и строится политика театра в целом.

— Александр Сергеевич, сегодня молодые режиссеры не очень-то стремятся взять на себя ответственность за какой-то конкретный театр, за его репертуарную политику, за воспитание труппы. А вы долго думали, прежде, чем согласиться возглавить труппу?

— Нет, долго не раздумывал. Уже года три назад я пришел к осознанию, что достаточно набрал постановочного опыта и созрел для того, чтобы возглавить театр.

— Поясните, пожалуйста, нашим читателям, в чем принципиальное отличие художественного руководителя от главного режиссера?

— Особой разницы, пожалуй, нет. Художественный руководитель отвечает за творческое развитие театра в целом, за концепцию репертуарной политики. При этом он может сам не являться режиссером. Главный же режиссер обязательно является еще и постановщиком.

— В Томской области вы поставили уже 19 спектаклей — самых разных по жанрам, направлениям. Не связано ли это с попыткой режиссерской самоидентификации?

— Я убежден в том, что по-настоящему профессиональный режиссер должен владеть постановкой любого жанра. Сегодня же все больше и больше постановщиков, которые предпочитают творить в каком-то одном направлении. Например, берутся ставить только современную драму, а классику или спектакли для детей не ставят. Или «специализируются» на комедиях, исключая из своего творчества драмы и трагедии. Но, ведь, потребности театров и предпочтение публики не ограничиваются лишь одним жанром и направлением. Не буду отрицать: и у меня есть свои предпочтения в искусстве, но, еще раз повторяю — режиссер должен быть универсальным.

— Недавняя премьера в Северском театре для детей и юношества «Сотворившая чудо», поставленная вами, мало кого оставила равнодушным. Здесь сошлось все: и актуальная тема, и прекрасная драматургия, и интересные режиссерские находки, и хорошие актерские работы. А что еще ждет зрителей в этом сезоне?

— В середине ноября в рамках конкурса театральных постановок «Слава созидателям», инициатором которого выступила Госкорпорация «РОСАТОМ» северчане увидят премьеру документальной драмы о легендарном руководителе Управления «Химстрой» и участнике строительства объектов Атомного проекта СССР, Томского Академгородка, Томского нефтехимического комбината, Герое соцтруда, Почетном гражданине Северска и Томской области Петре Георгиевиче Пронягине. Оригинальную инсценировку написала заслуженная артистка России Татьяна Угрюмова. Она же является режиссером-постановщиком этого документального спектакля.
Не останутся без внимания и наши маленькие зрители. Специально для них режиссер и актриса Театра куклы и актера «Скоморох», заслуженная артистка России Марина Дюсьметова ставит кукольный спектакль «Аленький цветочек».
А вообще для ребят театр готовит немало интересного. Мы с артистами хотим подготовить целую серию спектаклей- сказок для самых маленьких. А знакомить с этими сказками их будет уникальный Персонаж. Какой? Как его зовут? Как он будет выглядеть? Это предстоит придумать самим маленьким зрителям, которых мы приглашаем к участию в конкурсе. Положение о нем можно найти на нашем сайте. Победителя конкурса ждет диплом, подарок и годовой абонемент на посещение всех спектаклей. А придуманный им Персонаж станет брендом театра и навсегда войдет в его историю!
Сразу после новогодних каникул я приступаю к постановке комедии Кена Людвига «Примадонны». Ее премьера запланирована в начале марта. А в конце июня выпускаю еще один спектакль, ориентированный на молодежную аудиторию — «Собаки- якудза» Юрия Клавдиева.

— Планируете ли вы приглашать на постановки других режиссеров?

— Конечно! Выше я уже говорил о Татьяне Угрюмовой, Марине Дюсьметовой. А еще в этом сезоне для постановки спектакля по произведениям русской классики мы приглашаем опытного режиссера и педагога Владимира Коломака. С автором и названием мы пока не определились. Это будет либо Горький, либо Тургенев, юбилеи которых отмечаются в следующем, 2018 — м, году. Артистам очень важно работать с разными режиссерами, ведь, каждый из них не только постановщик, но и по-своему — педагог. А чем больше хороших педагогов, тем выше актерский уровень. Кроме того, каждый режиссер привносит свой стиль, свою эстетику, благодаря чему спектакли в афише театра становятся разнообразнее.

— И напоследок, давайте помечтаем? Каким бы вы хотели видеть будущее Северского театра для детей и юношества?

— Будущее? Очень хотелось бы, чтобы увеличилась труппа театра. Чтобы у него появилось новое здание, в котором в четыре раза больше сцена, в два раза — зрительный зал, который всегда заполнен благодарными зрителями. Мечтаю, чтобы при театре был создан целевой курс для подготовки будущих артистов, чтобы театр выезжал на театральные фестивали и форумы и, может быть, даже проводил некоторые из них на своей площадке. И, конечно же — чтобы в его репертуаре были спектакли на любой вкус, на любую возрастную аудиторию!
Утопия? Возможно. Но любая мечта — это компас, указывающий путь!

Татьяна Ермолицкая, еженедельник «Диалог»