Девочка Пеппилотта / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
 
Девочка Пеппилотта
 
 

Девочка Пеппилотта

Трудно найти человека, который, будучи знакомым с Северским театром для детей и юношества, не знал бы Светлану Панжеву и не любил ее творчество. Светлана Петровна — ведущий мастер сцены и одна из самых популярных актрис труппы у больших и маленьких зрителей. Многие из нас помнят ее озорной девчонкой Пеппилоттой в спектакле «Пеппи Длинныйчулок». Но мало кто знает, да и вообще задумывался о том, что эту роль Светлана Петровна впервые сыграла, когда ей самой было уже 35 лет, ведь, глядя на рыжеволосую маленькую девчонку и слыша детский голос, у зрителей не возникало ни грамма сомнений — настолько она гармонична была в этом образе.

И хотя актриса отвечает жестким требованиям тех театральных режиссеров, которые предпочитают работать с универсалами, способными сыграть и принцессу, и старушку, и Карлсона, и медвежонка Умку, у Светланы Панжевой редкое амплуа: она травести. Это полузабытое слово человеку, не посвященному в тайны закулисья, мало что говорит. А было время, когда в актерской труппе наличие травести считалось обязательным — ведь кто еще сыграет в спектакле хулиганистого мальчишку или милую малышку в чепце. Выпускать на сцену даже самого одаренного ребенка нет смысла — дети быстро растут, и репетиционные процессы нужно начинать сначала. Так что без травести не обойтись. Другое дело, что дар этот весьма редок, и вспомнить можно разве что народную артистку РФ Рину Зеленую.
Официальный актерский стаж Светланы Панжевой составляет более 38 лет, из которых 35 — отданы служению Северскому ТДЮ. Однако началось все гораздо раньше…

Детство без каникул

Свой творческий путь актриса начала еще первоклашкой. И сразу с прямого эфира на томском телевидении. Случилось это благодаря учительнице ритмики, которая поставила с детьми замечательную новогоднюю постановку. «Это был мой актерский дебют — я играла зайчика, — вспоминает Светлана Петровна. — А потом, по примеру других ребят, школьников постарше, которые занимались в различных кружках и секциях, пошла и записалась в клуб «Чайка» при ЖЭКе, в кукольный кружок.

А спустя некоторое время эта маленькая хрупкая девчонка с черными озорными глазами пришла в народный театр кукол, что находился при Доме пионеров. «Помню Валентина Степановна Комар, руководитель театра, спросила: „Что ты умеешь делать?“ „Все!“ — ответила я. Самоуверенность была завышенная», — смеется Светлана Петровна. Тем не менее она и в самом деле играла во всех спектаклях. И в то время, когда все ее одноклассники во время школьных каникул отдыхали, прохлаждались, Светлана вместе с труппой народного театра кукол, будучи еще только второклассницей, гастролировала по районам области. Уже тогда она для себя решила, что непременно будет актрисой!

После окончания восьмого класса она отправилась в областной театр кукол (сегодня — театр «Скоморох»). Там шел набор актеров в труппу. «В театре меня посмотрели, послушали, после чего директор Виктор Соломонович Цейтлин сказал: „Очень хорошая девочка, но еще слишком маленькая! Подрасти и приходи“. А ведь и, правда, на тот момент мне было всего 13 лет, 14 мне только в сентябре исполнилось», — вспоминает Светлана Петровна.

Может быть, такой отказ у кого-то и отбил бы желание двигаться дальше в этом направлении, но только не у нее. Окончив все десять классов и получив аттестат, Светлана отправилась в Новосибирск поступать в театральное училище. «Меня повез папа на машине, — рассказывает актриса. — И вот приезжаем, а там кукольного отделения нет. Набор кукольников делают, но раз в четыре года! Папа говорит: поступай. А я: не нужна мне драма! Ведь я считаю, что кукольный театр — это самое интересное, что есть в театральном искусстве. Художник нарисовал куклу, и у нее уже есть характер! Когда ты берешь куклу в руки, ты уже знаешь, как она может разговаривать, что она может вытворять. Такие превращения-воплощения! В кукольных спектаклях очень много волшебства, много такого, что никак нельзя сделать в драме».

Всю дорогу домой из Новосибирска папа уговаривал дочку: мол, нужно поступать на отделение драмы. Но Светлана уже четко решила, как будет действовать дальше — раз нет набора в Новосибирске, значит, поедет снова в областной кукольный театр и скажет: «Вот, я подросла, берите меня!»

И ее взяли! Правда, во вспомогательный состав. Но Светлана сразу ввелась почти во все спектакли репертуара. И спустя некоторое время спектакль «Голубой щенок», в котором она играла главную роль, был выставлен на международном фестивале и занял первое место. «Мне вручили диплом от Министерства культуры, подписанный Демичевым. И руководству областного кукольного театра просто некуда было деваться — меня нужно было срочно переводить в основной состав», — говорит актриса.

Спустя три года Светлана Панжева перевелась в Северск, в театр к легендарной А. Д. Южаковой.

«Александра Дмитриевна меня с детства знала и хотела, чтобы я пришла к ней в театр сразу после окончания школы, — рассказывает Светлана Панжева. — Первая роль в нашем театре у меня была в спектакле „Али-Баба и сорок разбойников“, где я играла Али-Бабу и еще дополнительно маленькую роль разбойника. Мне очень нравилось!».

Рождение куклы

В свой выходной Светлана Панжева прибежала в театр, чтобы в очередной раз заглянуть в цеха к художнику и бутафорам, — она вместе с ними участвует в рождении новой куклы для будущей премьеры.

«К Новому году у нас запланировали поставить спектакль про трех поросят, — рассказывает Светлана Петровна. — Вот я к художнику нашему и прибежала. А он меня спрашивает: „Какой характер у этой куклы?“. Иногда художник сам видит и рисует персонаж. Но порой ему нужно подсказать. Например, Нуф-Нуф вредный. И когда он что-то говорит или вредничает, вертлявый поросячий пятачок помогает проявить этот характер. У Ниф-Нифа голубенькие глазки, и он был весь такой мечтательный. А Наф-Наф — серьезный, в очках, и бровки у него вот так к пяточку сдвигаются. Конечно, я слежу за тем, как создаются мои персонажи. Сейчас идет работа над моей куклой, и я постоянно прихожу в цех. И чтобы померить ее, как будет рука себя чувствовать внутри куклы. И просто — посмотреть, как дело идет. В общем, мы с куклой друг к другу привыкаем».

Судьба травести

Считается, что век актрис такого амплуа до сорока лет. Потом им сложно перейти на возрастные роли. Однако и здесь Светлана Панжева — исключение из всех правил. «Я очень любила роль Пеппилоты, — признается Светлана Петровна. — Последний раз я сыграла ее в 49 лет. До последнего надеялась, что кого-нибудь введут вместо меня. Актеры, с которыми я начинала играть этот спектакль — Галя Степанова и Сергей Иванов, уже вышли из состава спектакля. А я так привыкла к ним… В постановку ввели молодых актеров. Даже если сложить их возраст, то они все равно будут младше меня! Не стыковка. Да и потом роль-то такая — там кувыркаться нужно. И хотя я на физическую форму не жалуюсь, но вдруг спину схватит (смеется). В конце концов, этот спектакль списали. Но я все же надеюсь, что когда-нибудь найдется новая Пеппи и его вернут в репертуар».

Ей легко даются и возрастные роли. Первую такую ей пришлось сыграть еще в тридцать лет. Это была баба Дуня в постановке «Солдат Иван Чонкин». Немало у Светланы драматических ролей, таких как Свинья в «Очень простой истории». Есть и трагикомичные, и комедийные — Танюха («До последнего мужчины), принцесса Фефела («Похищение принцессы Фефелы III»), Кутейкин («Недоросль)… Последние Светлана считает самыми сложными: «Комедию играть намного сложнее, чем трагедию. Чтобы все заплакали — это просто, а вот рассмешить людей очень тяжело. Нарочито смешно не сыграешь, засмеются только тогда, когда тебе поверят».

Осознает ли свою уникальность Светлана Панжева? Не известно. Точно можно сказать одно, ей совершенно не свойственно тщеславие и всякого рода звездные заболевания. Иммунитет, наверное.

К слову, о заболеваниях. Ее коллеги не могут вспомнить, когда она вообще брала больничный лист. «Однажды наша Света получила довольно глубокий ожог ноги, — вспоминает Ирина Яблокова, заместитель директора театра и давняя подруга актрисы. — В этот период спектакли детские шли один за другим, и все с ее участием. Я даже не представляю, как с физической болью она выходила на сцену. „Там же дети, не отменять же спектакль“, — говорила она и шла играть».

Кстати, благодарные маленькие зрители всегда узнают Светлану Панжеву на улице. «Вот эта та тетенька, которая в театре выступает!» — кричат они, завидев любимую актрису. Малышня часто просит ее сказать что-нибудь голосом того или иного персонажа.

«Дети — особый зритель, — говорит актриса. — Ради них ты всегда совершенствуешься, ведь, играя пацана, нужно вести себя так, как бы вел себя любой мальчишка в этой ситуации. Каждые пять лет меняется поколение детей, и тут со старым багажом никуда не уедешь. Для этого нужно постоянно общаться с детьми. Иногда интересный типаж можно увидеть на улице. А потому я постоянно наблюдаю за мальчишками и девчонками».

Света и медведи

В театральной среде есть свои байки. Немало их и о Светлане Панжевой. Одна из них о том, как она с медведем встретилась.

Вообще, у нашей героини довольно длительные «отношения» с косолапыми. В том смысле, что она долго играла Машеньку в спектакле по сказке «Машенька и медведь». Все мы помним момент, когда девочка встречается с хозяином тайги нос к носу. Сказка, как вы помните, с хорошим концом — никто никого не скушал… А вот пару лет назад Светлана Петровна встретила настоящего косолапого.

«Огород у меня далеко, в Томском районе, — рассказывает она. — От автобусной остановки нужно идти пять километров, чтобы попасть в нашу глухомань. Дорога от остановки к родным земельным соткам ведет через ложок. И вот в этом ложке часто бывают медведи. Особенно по осени. Конец августа, сентябрь — обязательно они там ходят. И это видно: то кора ободрана у деревьев (это они так свой рост показывают, метят), то трава укатана (они очень любят валяться). Но до этого момента никаких медведей, кроме кукольных, я не встречала. И вот иду я спокойно, начало лета. А там такая крапива огромная растет, а в ней что-то шуршит. Останавливаюсь. Мамочка родная! Такая морда появляется огромная из зарослей! Я задним ходом — в кусты! Медведь смотрит на меня, а я на него. Я в кусты и присела. А тут звонит мобильный телефон — Ира Яблокова желает узнать, как перцы высаживать. Я ей шепотом, что, мол, не могу говорить, потом перезвоню, у меня тут медведь! А она тоже на шепот переходит: „Ты где? На спектакле что ли?“ „Какой спектакль! От медведя я в кустах прячусь!“ — хриплю я в трубку. В общем, вышел этот медведь из кустов. Большой! На задние лапы встал, посмотрел вокруг, а потом опустился на все четыре, перешел дорожку и скрылся в лесу. Я посидела еще в кустах и пошуршала быстренько на свой огород. Вот такая встреча с косолапым вне сцены».

Начало должно быть внутри

Свой профессиональный путь актриса начала без специального образования. Она, к слову, до сих пор считает, что не каждый окончивший университет и учившийся у великих мастеров сцены сможет потом найти себя в актерской профессии. «Профессия эта сложная — тут нужно отдавать всю душу и столько физических сил, — говорит Светлана Петровна. — Куклы бывают разные и порой такие тяжелые. Я пришла в театр худенькая и маленькая. Не представляете, сколько я плакала от того, что не могу удержать куклу, с которой нужно виртуозно работать. Мне говорили: мол, бери утюг и гири, качай руки. Гимнастика каждый день была, чтобы каждый пальчик отдельно работал. У актера театра кукол должны быть руки как у пианиста. Что же касается образования, то я все время говорю актера: 90 процентов таланта и упорства должно быть в человеке изначально. Потому что не каждого возьмут в актерское училище. А если и отучишься, то не обязательно, что попадешь в театр. А тот, кто принят в театр, не обязательно разовьется в актеры. Тут нужно быть настырным. Не получается — снова пробовать. И к своим друзьям и партнерам прислушиваться нужно. Нельзя одному играть и тянуть оделяло на себя. Главное — понимать, о чем постановка, получать от работы удовольствие. Ведь если куража не будет, зритель больше не придет. А без зрителя театра просто не существует».

Оригинал статьи

Наталья Денисова, еженедельник «Диалог» №14 (1316) от 3 апреля 2015 г.