«Корабль-призрак» / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
 
«Корабль-призрак»
 
 

«Корабль-призрак»

В Северском театре для детей и юношества вновь премьера, на этот раз поэтический спектакль для молодежи и публики постарше «Корабль-призрак», созданный по мотивам баллад Генри Лонгфелло, Гюстава Надо, Фридриха Шиллера, Иоганна Гердера, Альберта Шамиссо и средневековых рыцарских баллад. Режиссер спектакля — Наталья Корлякова, художник — Владимир Левин, музыкальное оформление Юлии Морозовой.

В сказаньях «Магналии Кристи»
О давних временах
Прочел я в прозе легенду,
И вот она здесь в стихах.
Корабль из Нью-Хэвена вышел
Осенним утром сырым.
Как ветер, наполнивший парус,
Молитвы неслись за ним… 

«Идея создать поэтический спектакль на материале средневековых баллад зародилась у нас ещё два года назад, — говорит главный режиссер театра Наталья Корлякова. — Мы периодически возвращались к этой выдумке, но для её реализации не хватало какого-то внешнего импульса.«

С момента постановки «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина спектаклей для взрослых в театре в общем-то и не было, и можно с полной уверенностью сказать, что взрослый зритель успел «соскучиться» по премьере. И на горизонте репертуарного плана появился «Корабль-призрак».

Спектакль построен на десяти балладах, которые написаны в разных странах и в разное время, но связывает их одна общая мысль: все в этом мире преходяще — любовь и смерть, радости и печали, счастье и горе… Для кого-то жизнь — это цепочка ярких, неповторимых мгновений, для кого-то — сон, легкий и неуловимый, как шаги призрачного существа. И порой бывает трудно провести четкую грань между сном и явью…

Спектакль начинается с известной баллады Фридриха Шиллера «Перчатка». Хищные звери, отважный рыцарь, хладнокровно поднимающий перчатку, оброненную своей лицемерной дамой, и его слова: «Не требую награды!» — это завязка, настраивающая зрителя на то, что события будут развиваться по нарастающей.
Сюжеты баллад разные и по форме, и по содержанию, и каждая уже сама по себе является маленьким спектаклем, живет как бы своей жизнью. Доминирующая нота и неповторимое настроение есть в любой балладе: озорно и весело звучит «Рыцарь Карл в гробу» (актеры Галина Степанова и Геннадий Поляков), жутковато — баллада «Суд божий над епископом» (актер Евгений Казаков). О противоречиях человеческой природы заставляет задуматься «Королева Элинор» (заслуженная артистка России Наталья Носова), немного легкой грусти вносит в спектакль «Игрушка великанши» (Татьяна Угрюмова и Вячеслав Гуливицкий). И как бы ставит точку во всей истории английская баллада «Король Генри», напоминающая по сюжету сказочную историю о нашей Царевне-лягушке. В то же время именно это разногласие придает спектаклю целостность и законченность.

Кстати, первыми зрителями «Корабля-призрака», премьерный показ которого состоялся 22–23 февраля, стали северские школьники и их родители. Опасения, что дети ещё слишком малы для такого серьезного материала, не оправдались: зал смотрел на сцену, затаив дыхание. А посмотреть действительно есть на что. В спектакле органично переплетаются элементы кукольного театра, театра теней, маски, живой план, пение, танцы (в постановке хореографа Светланы Муриной). Световые эффекты, которые сегодня может позволить себе далеко не каждый театр, и удачно подобранное музыкальное оформление — сочетание звучания современной музыки и игры средневековых инструментов — делают спектакль настоящей сказкой, яркой и запоминающейся. Сцена и события, которые на ней разворачиваются, ни на минуту не отпускают внимание зрительного зала: как бы из ниоткуда появляются куклы, сверкает молния, и начинают двигаться тени, появляется волшебный корабль, актеры меняют маски и роли… А их герои, «ожив» на глазах у зрителей в начале спектакля, как бы уходят в никуда, растворяются во времени.

Так что же такое — корабль-призрак? Корабль жизни? Корабль судьбы? Корабль времени, где все мы лишь прохожие, временные пассажиры, плывущие в неизвестном направлении? Посмотрев спектакль, каждый наверняка найдет свой ответ на этот вопрос.

Обрушились, спутав снасти,
Мачты одна за другой,
А бриг на глазах растаял,
Как утром туман густой… 

«Томский вестник» от 11 марта 1997 года