Можно назвать работой, лучше назвать судьбой! / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
 
Можно назвать работой, лучше назвать судьбой!
 
 

Можно назвать работой, лучше назвать судьбой!

«Допрыгался. Доигрался. У господина Иванова бенефис!» — иронично сообщают со сцены мужчины в белых плащах. Свой юбилей один из ведущих актеров Северского театра для детей и юношества Сергей Иванов, конечно, провел на сцене. Праздник удался: сцены из спектаклей с участием бенефицианта, танцы, песни, юмористические капустники от коллег, и, разумеется, поздравления от друзей и поклонников.
Наверное, у Сергея Иванова мог бы быть совсем другой юбилей. Ведь его путь к театру получился весьма витиеватым. Сначала артист…выучился на токаря в профтехучилище. Правда, для творчества время в годы учебы тоже находилось:
— У нас был «кружок художественного слова», я читал стихи, побеждал на конкурсах, — вспоминает Сергей Иванов. — А когда уже близился выпускной, то мне посоветовали: «У Натальи Корляковой в ДК им. Н.Островского есть замечательная театральная студия „Действие“. Почему бы тебе не попробовать туда поступить?» Весною я впервые пришел в студию, посмотрел спектакль «Эй, кто-нибудь», и мне так понравилось, что я тут же записался и с 1-го сентября начал посещать занятия.
Той студией заслуженный деятель искусств РФ Наталья Корлякова занималась 14 лет, с 1976 до 1990 года. Интересные были годы — удавалось ставить ту современную драматургию, которая в профессиональные театры не попадала из-за цензуры. Часто ездили на фестивали, завоевывали призы. Сергей Иванов совмещал работу на заводе и занятия в студии. А в 1990 году Наталью Григорьевна стала главным режиссером Северского театра для детей и юношества. Постепенно «звезды» студии тоже перешли в театр и стали «костяком» труппы. Среди них был и Сергей Иванов, так он окончательно поменял профессию.

Свою первую роль артист помнит, но относится к ней уже скептично:
— Ее сложно назвать ролью: просто выходил человек на сцену, говорил какой-то текст. Я ее ничем не наполнил. Настоящей первой ролью считаю Спальника в «Коньке Горбунке». Ее я играю до сих пор!

А сколько новых ролей появилось у Иванова за те годы, что он работает в театре! Сколько запоминающихся образов он создал за это время! Уже два сезона подряд Сергей Павлович оказывается самым занятым в репертуаре артистом: за прошлый сезон он отыграл 151 спектакль.

— Мне Сережа нравится во многих постановках, он на сцене очень органичен, к каждой работе, независимо от того, детский спектакль или вечерний, подходит очень серьезно, — отмечает Наталья Корлякова. — В «Тиле» у него просто шикарная отрицательная роль была. Своего Рыбника он играл как характер, как человека с трагической судьбой, который ненавидел Тиля за то, что сам не мог быть таким, как Тиль. Какой у них с Тилем получался поединок! На бенефисе Сергей представил сцену из «Опасных связей», спектакля театра «Версия», где он играет Вальмона. Этот герой у него получился удивительно обаятельным в своем пороке! В этой работе Сережа для меня раскрылся с неожиданной стороны. Иванов умеет в каждой роли найти свои краски. Бывает, у актеров все работы получаются похожими, некоторые просто эксплуатируют свою психофизику. А когда этот артист выходит на сцену, то я вижу его умение перевоплощаться.

— Он очень разноплановый актер. Как пронзительно Сергей Иванов играл совсем небольшую роль Симеонова-Пищика в спектакле «Вишневый сад»! — вспоминает композитор, заведующая музыкальной частью театра Юлия Морозова. — Как здорово он воплощал образ этого маленького, несуразного, смешного человечка, который всем должен денег.

Сам бенефициант выделить одну особенную роль не смог:
— Для меня каждая важна, — признается Сергей Павлочич. — Даже если в детском кукольном спектакле играешь, например, маленького ехидного лисенка, то стремишься, чтобы это был объемный, непростой персонаж.

Детские спектакли вдохновляют не каждого актера, но Сергей Иванов играет в сказках с радостью, и маленькие зрители его очень любят. А детей не обманешь, эти зрители сразу чувствуют любую фальшь. Интересно, что Иванову в постановках для детей часто доставались роли зайцев. Об этом на бенефисе эффектно напомнили ироничные коллеги Сергея: посвятили «Этой знаковой роли» песню зайцев и даже сняли видео, где в образе зайца предстала главный режиссер театра Наталья Корлякова. Правда, бенефициант заметил, что количество сыгранных им зайцев несколько преувеличили. Все же медведей и волков он тоже играл часто.

Все роли знает наизусть
Артисты хотя в капустниках над бенефициантом с удовольствием иронизируют (уж сколько было отпущено шуток только на тему того, что артист Иванов не пьет), но не скрывают, что Сергей из тех людей, с кем и общаться, и дружить одно удовольствие.

— Я Серегу Иванова очень люблю! Он надежный друг, никогда не подведет, — рассказывает заслуженный артист РФ Евгений Казаков. — А на сцене Сергей — замечательный партнер, с ним можно импровизировать. Это не с каждым удается — надо, чтобы человек тебя слышал, чувствовал, тогда импровизация получится.

— Не помню, чтобы Сергей был раздраженным или подавленным, он удивительно позитивный человек, всегда готов поделиться с тобою своим теплом, — отмечает актриса Лариса Окишева. — И он очень трудолюбив. Если что-то не получается, то никогда не махнет рукой, не бросит — будет упорно работать и добьется своего. За такое трудолюбие я его очень уважаю!

Сергей Иванов из тех артистов, кто не только свою роль всегда помнит точно, но и партнерам готов подсказать. Сегодня в северском театре много молодых артистов. Наталья Корлякова вместе с заслуженной артисткой РФ Натальей Носовой выпустили свой курс в Томском колледже культуры и искусств, семь их учеников теперь в труппе театра. К молодежи опытные артисты отнеслись по-отечески. Сергей Иванов из тех, кто всегда охотно дает советы:
— Он чувствует за свой родной театр большую ответственность, — уверен актер Иван Непомнящий. — Если молодой актер вводится в какой-то из старых спектаклей, то Сергей Павлович всегда ему что-то подскажет, расскажет, как его роль играли прежде.

Всепоглощающий театр
Интересуюсь у коллег, чем, кроме театра, еще увлечен артист Иванов. Выясняется, что ему здорово даются столярные работы: с удовольствием, умело что-то строгает, выпиливает. Иногда даже в декорациях замечает недочеты и переживает, что можно было бы сделать лучше. Еще оказывается, что Сергей Павлович один из постоянных игроков в покер на костях — эта игра в северском театре уже несколько лет как очень популярна. Обычно сдержанный Иванов играет с азартом:
— Любому делу надо отдаваться целиком, если не интересно, то зачем вообще играть? — удивляется Иванов.
Получается, что хобби Иванова хотя бы косвенно, но связаны с театром. И, конечно, именно сцена позволяет выразить себя в пении.

— Это поющий артист, у него широкий диапазон, мощное певческое дыхание, гибкий голос, хороший музыкальный слух и вкус. Главное — это влюбленный в свое дело человек, которому профессия никогда не приедается, поэтому с ним работать одно удовольствие, — говорит Юрия Морозова. — Он по-своему преподносит каждую песню. Например, номер с куклами, когда Сергей вместе с Татьяной Угрюмовой поют известную песню Александра Вертинского «Мадам уже падают листья». Важно было не дублировать Александра Николаевича, а скорее сделать юмористическую стилизацию, создать образ Пьеро. Управлять куклой и при этом петь -непростая задача. А песню, известную в исполнении Андрея Миронова, на бенефисе Сергей спел со своим отношением. Он не повторял Миронова, но при этом, на мой взгляд, получилось очень трогательно.

Сам Сергей Иванов практически не раздумывая признается: театр это самое главное:
— Учитывая, сколько времени я ему посвящаю — театр перевешивает все! Иногда думаешь о своей роли весь день, и даже посреди ночи порою просыпаешься, понимаешь: «Вот как надо было сыграть! Ладно, на следующем спектакле непременно попробую…». Это неостановимый процесс — постоянно продолжаешь работу, постоянно стремишься что-то усовершенствовать.

Даже семье достается меньше времени, чем театру. Хотя встречей со своей любимой супругой Сергей Иванов обязан именно сцене. Еще в театральной студии Сергей и Марина вместе играли в спектакле «Волшебник изумрудного города». Правда, та совместная работа так и осталась для них единственной. Марина не стала актрисой — она окончила медицинское училище и работает в перинатальном центре. Зато младшая дочь Ивановых Настя тоже не устояла перед магией театра. Хотя родители и предупреждали ее, что актерская профессия очень непроста и требует практически круглосуточной работы над собою, но выбирать предоставили самой девушке. Теперь Настя — ученица Томского областного колледжа культуры и искусств. И пример отношения к работе у девушки есть:
— Сережа к своей профессии очень честно относится, думаю, для него это не профессия, а образ жизни, — считает Наталья Корлякова. — Когда мы искали песню для бенефиса, то стоило только послушать «Я выхожу на сцену» (на слова Роберта Рождественского), как Сергей сразу же решил: вот ее и надо исполнить. Потому что эта песня на самом деле про него.
…И когда он в финале своего бенефиса выходит на сцену в ослепительно белом костюме и поет о театре «Можно назвать работой, Лучше назвать судьбой», то в этом не на миг не сомневаешься.

Мария Симонова, Красное Знамя от 24 марта 2012