Куклы так похожи на людей… / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
 
Куклы так похожи на людей…
 
 

Куклы так похожи на людей…

10 и 11 декабря в Северском театре для детей и юношества состоялась премьера спектакля по пьесе Уильяма Гибсона «Тряпичная кукла». Постановку «благословил» Союз театральных деятелей России в рамках программы государственной и общественной поддержки театра для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации.

Историю, написанную американцем Уильямом Гибсоном, вполне мог придумать ребенок — столько в ней света, юмора, ярких образов и невероятных событий. На самом деле сюжет произведения основан на реальной истории чудесного исцеления смертельно больной девочки, и он очень подходит России. Но об этом мало кто знает. Сюжет пьесы может уложиться в одно предложение — тряпичная кукла Реггеди Энн и ее друзья-игрушки спасают от болезни свою маленькую хозяйку Марселлу. Место действия — от детской до небес, герои — от милых игрушек до детских страхов, таящихся в темном чулане.

Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ Наталья Корлякова и художник-постановщик заслуженный художник РФ Виктор Акимов, как всегда, предпочли редкую, но меткую пьесу, затронули острые проблемы, о которые можно и «порезаться». Здесь есть трагедия неполной семьи, тема родительского эгоизма. Это спектакль о детях, о детях — как маленьких людях, которые очень нуждаются в любви и заботе. Кого можно пригласить на этот спектакль? Однозначно родителей, стопроцентно — детей. Все должны узнать, что если кукла может сопереживать, любить и совершать подвиги во имя жизни близкого, то на что тогда способен человек?

Именно поэтому спектакль «застроен» плотно: сверхидея требует сверхформы. Начинается действие в доме больной девочки Марселлы, где настоящей игровой площадкой становится ее кроватка, куда Папа (Евгений Шевелев) кладет куклу Реггеди Энн. Марсела засыпает, и начинаются настоящие чудеса. Кукла оживает, прямо заявляя своей хозяйке и залу: во сне может произойти что угодно. Реггеди Энн делает все, чтобы поднять Марселу с кровати в буквальном и переносном смысле, компания кукол делает из кровати то лодку, то летательный аппарат с крыльями… Но жонглирование декорациями не затмевает актерскую игру. Актерский ансамбль действует слаженно и убедительно. За движениями всех действующих лиц, включая зловещих персонажей, наблюдаешь с чувством какой-то физической радости, огорчения, а порой и даже злорадства. В спектакле на самом деле много физики и жизни… Тряпичная кукла, ставшая для умиравшей девочки и другом, и советчицей, и утешительницей, и мамой, оживает после того, как папа девочки вшивает ей сердце с надписью «Я тебя люблю».

Умирающую Марселлу по-человечески… нет, по-матерински жалко. В окружении безумных докторов хочется ее прижать и спасти. Вечный ребенок — на вид ей можно дать то все двадцать лет, а порой только семь. Героиня Натальи Гитлиц в пижамке и с косичками убедительна настолько, насколько верит в ее мечту кукла Реггеди Энн. И обе они заставляют поверить в ожившую сказку, сбыточный сон любого зрителя. Рэггеди Энн — кукла особая, и актриса, сыгравшая ее роль, тоже. Лилия Поздеева разгулялась здесь во всю широту своих неординарных способностей. Фактура ее озорства, улыбки и рыжих волос помогают кукле добрать убедительности — некоего особого градуса или ноты, на которой и понимаешь, что, видимо, Лилия Поздеева в прошлой жизни и была Реггеди Энн.

Компания оживших игрушек, в которую вместе с Реггеди Энн попадает мудрая Панда (Наталя Носова), брат Энди (Иван Тимошин) и пупс Бэби (Светлана Панжева), выявляет особый талант — талант любви и множит его на желание быть вместе. Истина здесь глаголет устами младенца. Розово-сладкая Бэби, возможно, самый притягательный персонаж спектакля.

У Светланы Панжевой определены все составляющие полноценной роли, которую не надо уточнять — она беспредельно комична и необходима на сцене.

Даже Генерал У — средоточие подсознательных страхов Марселлы — своей физической худощавостью и ростом вписывается в наше представление о смертоносном герое. Победить или перехитрить Генерала — значит победить Зло. Но как играть Зло? У актера Тимофея Мамлина Генерал подтянут и груб одновременно, жесток и коварен и напоминает фашистского главнокомандующего из советских комиксов. Пластичный Волк (Иван Непомнящий) и вызывающе хищная Летучая мышь (Галина Степанова) сопровождают Генерала по лесам, облакам и крышам. Будто специально приглашенные из психиатрической клиники, нагнетают страх доктора.

Не менее яркий персонаж — Ведьма (она же Мама, или Мама — она же Ведьма), женщина в оборванном платье, которая хочет повеситься, но никак не может завязать петлю. Ничего себе «рекомендовано детям», скажете вы, но, во-первых, в жизни такое бывает, и детей лучше не обманывать, а во-вторых, эпизод с завязыванием петли даже комичен. Немного безумная, фееричная, жалкая, надменная и трогательная — этот противоречивый набор настроений режиссер доверил исполнить актрисе Татьяне Угрюмовой.

Кроме оригинальной сюжетной составляющей, постановка щедро начинена танцами, дымом, блестками, перьями. Спектакль заявлен как мюзикл и старается оправдать свой жанр. Особый поклон заслуживает звуковая дорожка спектакля, по которой так и хочется пуститься вприпрыжку, пройтись в раздумьях или бежать от судьбы. Композитор Юлия Морозова перевела пьесу на язык музыки и совместно с непревзойденным текстовиком Ириной Яблоковой создала свой очередной цикл песенных шедевров (продавайся диск в фойе театра в день премьеры, он был бы раскуплен влет). Постаралась и балетмейстер Надежда Бобрикова.

Чья фантазия буянила на сцене — автора пьесы или режиссера, выяснять не будем. Но очевидно, что Наталье Корляковой удалось в точной пропорции соединить все таланты своего театрального коллектива: от захватывающей динамики мастеров света и декораций до настоящих слез Татьяны Угрюмовой. Результат воздействия на публику этой истории о тряпичных куклах с человеческими душами можно было слышать уже в антракте. Конечно, публика, чей глаз замылен аттракционами 3D-анимации, сначала вглядывалась в происходящее с опасением, но, «распробовав», аплодировала стоя. Прежде всего, это смелый проект, героев которого не полюбит только тот, у кого вместо сердца камень. «Ничего лучшего я не видел!» — сказал юный зритель лет двенадцати, делясь впечатлениями со своей мамой. Я вообще люблю подслушивать театральные оценки, спросишь напрямую — начинают умничать, мнить себя критиками или нести полную ерунду, а тут очень немногословно и чаще всего в точку. Из подслушанного: «Неоднозначный спектакль», «А мне понравилось», «Умеет Корлякова удивлять!». Возможно, это потому, что создатели вложились в спектакль явно поровну, имея в активе крепкий сюжет, густую атмосферу и изящно оформленный в финале вывод «мир исцеляет любовь!», команда добилась результата. Надеюсь, что в памяти каждого зрителя как волшебное заклинание, как подсказка на все уроки жизни остается: именно Любовь — главный рецепт излечения и оберег от зла. Ведь чудо надо сохранять и защищать, даже если оно — обыкновенное.

Евгения Аникина, еженедельник «ДИАЛОГ», от 20.12.10