Дни Островского в Костроме, и не только…Приятно, когда можно написать о чем-то приятном. Простите меня за повтор, но этим я подчеркиваю то, что хвалить и хулить можно с одинаковой силой, но с разным отношением.
Подведены итоги Сегодня в объектив журналистского прицела попал спектакль, уже не раз отмеченный критиками и обремененный наградами. Речь идет о «Последней жертве» в постановке Северского театра для детей и юношества. Снова успех — снова овации. На этот раз аплодировал Санкт-Петербург. Правда, не спектаклю, а решению жюри первого театрального конкурса творческих коллективов ЗАТО. А решение это — Гран-при конкурса и чек на 350 тысяч рублей достались нашему театру для детей и юношества. «Последняя жертва» А. Н. Островского стала самым ярким впечатлением для комиссии, полгода колесившей по стране, посетившей пятнадцать городов и просмотревшей более 40 спектаклей. Кроме главного приза разыгрывалось ещё много «мелких». И здесь наши представители, а кроме названного ранее театра, Северск в конкурсе представляли ещё два профессиональных и пара любительских коллективов, не подкачали, отметившись в лауреатах. Суммарный итог северчан составил ровно дюжину наград. Они были разные, например… Детский музыкальный театр «Аллегро» (руководитель Татьяна Плеханова) разом приобрел 100 тысяч рублей за «педагогический эксперимент». Актриса из детско-юношеского театра Наталья Носова, игравшая в той же «Последней жертве», получила главный приз за «лучшую женскую роль». Не остались в стороне и художники Ирина Чистякова («Аллегро» — «Лесные истории от… сороки») и Виктор Акимов (за спектакль студии ДК Островского «Приключения в стране Оз»). «Досталось» и директорам — Александре Дмитриевне Южаковой и Вячеславу Ефимовичу Угольникову — их отметили дипломами «За служение театральному искусству». Впрочем, на этом и остановимся — награда наградами, но я ведь хотел ещё несколько слов сказать о «Последней жертве». Благо есть повод. Труппа северского театра для детей и юношества узнала о победе в конкурсе Росатома, находясь в г. Кострома, где «Последняя жертва» представлялась на фестивале А. Н. Островского. Вот с этого места подробнее.
Театральная колыбель Кострома — старинный русский город, буквально «пронизанный» Островским. Это, говоря современным деловым языком — брэнд города, наряду с Иваном Сусаниным и Снегурочкой. И каждые пять лет, начиная с 1973 года, в Костроме проводится фестиваль театральных работ, связанных с именем этого знаменитого драматурга. Участвуют в фестивале сплошь «академики» и «орденоносцы». Если взглянуть на календарь 7-го международного, то среди государственных, ордена… и т.д. скромно значится — «Театр для детей и юношества. Г. Северск». Но — встречают по одежке… А провожали как самых близких людей. И звали, звали в гости. И не только. Рекомендовали выдвинуть Татьяну Угрюмову на соискание премии «Лучшая актриса России» за её роль в спектакле. И звал не абы кто, а председатель жюри Валерий Васильевич Подгородинский, который, заодно, является и замом худрука московского Малого театра. Отметили и Евгения Казакова, снова подтвердив, что «такого Дульчина и в Москве нет». Глафира Фирсовна в исполнении Натальи Носовой была признана «уникальной». Впрочем, здесь опять должно идти перечисление, ведь как отметило жюри: «В спектакле поистине нет проходных ролей». Поэтому, обсуждали всех и вся. Обсуждали прямо после спектакля, не остыв от впечатлений. Мнения порой были полярными, но в целом работа была признана замечательной. Ладно, это профессионалы — они видят глубже и тоньше простого зрителя. Но, чего греха таить, иногда настолько глубоко, что зритель не может взять в толк — почему он вышел из зала совсем с другими впечатлениями. Поэтому, проверка спектакля костромским зрителем, воспитанном на Островском, была не менее важной частью фестиваля. И не для красного словца здесь стоит «воспитан на Островском» — на сцене местного драмтеатра были поставлены 46 из 47 пьес замечательного драматурга (пока вниманием обделена только «Пучина»). Каждый сезон открывается премьерным показом именно работ данного автора. Положение «усугублялось» тем, что костромской зритель привык и к визитам коллег из других городов — а это театры порой с вековой историей и массой талантливых исполнителей. Как воспримут они новичков из Северска? Ведь те только второй раз «перевалили» за Уральский хребет — а сибирский зритель и его коллега из европейской части — не одно и то же. Это в теории. А на практике все оказалось куда как проще. Если спектакль хороший-то и зритель везде реагирует одинаково. Вот и в Костроме аплодисменты раздались уже в середине действия и звучали после каждой картины. Это дорогого стоит, — заметили коллеги, — наш зритель привередлив скуп на аплодисменты. Что же, тем приятнее успех. Несколько слов просто необходимо сказать о самом костромском государственном театре драмы. Ведь фестиваль был приурочен к его 200-летию (!). Вдумайтесь в эту цифру: время актрис Стрепетовой и Комиссаржевской, время персонажей Аркадиной и Кручининой. Естественен трепет, охвативший людей, связанных судьбой с театром, когда они вступили в это величественное здание, где даже воздух наполнен минувшим. И надо сказать, связь настоящего с прошлым здесь всячески поддерживается и одобряется. Старинные афиши, прямо в фойе выставка исторических театральных костюмов, маленький уютный зал с тремя ярусами балконов. С одной стороны некая камерность, с другой вместимость до 400 человек — настоящий театр из той эпохи, когда любой спектакль был событием городского масштаба. Играть здесь было одно удовольствие. А после спектакля и выступления критиков — банкет и капустник, который создавался буквально на ходу актерами местной труппы. И так каждый день — один театр сменяет другой — такого формула фестиваля. Наши выступали вторыми, открывал «пиршество Островского», естественно, местный драмтеатр. Но зрители… Они сказали сразу после «Последней жертвы»: «Вчера было открытие, а сегодня праздник». Если подбить итог, то встретили и отметили по высшему разряду. Жаль только время подпирало, и труппа северского театра успела посетить лишь Ипатьевский монастырь, чья история тесно связана с судьбами царей Годуновых и Романовых. Но зато будет что вспомнить, а костромичи, надеемся, не забудут, что в городе Северске есть замечательный театр, который ставит такие чудесные пьесы. Никита Добровольский. Еженедельник «Новый диалог» |